wordpress themes.

Дзен-буддизм

Дзен-буддизм — одна из разновидностей буддизма, а последние три десятилетия стала предметом широкого интерес в США и Западной Европе. Основателем считается индийский монах Бод-хидхарма, прибывший в 520 г. в Китай и основавший там особую эзотерическую. т.е. предназначенную только для узкого круга, школу буддизма, получившую название Чань-буддизм: «Чань» (японское дзен, является модификацией термина, который передается в японском и китайском языке санскритским словом «дхьяна» — созерцание).

Традиция связывает его возникновения с легендой о том как Однажды Будда вместо многословной проповеди молча поднял вверх подаренные ему цветы. Все были растеряны, и только старец Махакашьяна со спокойной улыбкой посмотрел на своего учителя, поняв всё красноречие его безмолвного наставления. Увидев это, Будда торжественно сказал, что он обладает самым драгоценным сокровищем, духовным и трансцендентным, которое он передает Махакашьяне. Этот случай, раскрывающий якобы скрытую суть духа Будды, лег, согласно традиции, в основу учения дзэн. Индийское по происхождению учение дзэн сформировалось в Китае в VI века на основе буддизма махакашьянского толкования, включало в себя некоторые идеи даосизма и нравственного учения конфуцианства. Дзен-буддизм имел значительное влияние на идеологию и культуру средневековой Японии. В руках правящей верхушки он превратился в простой и надежный способ формирования у служащих и военных основы Военно-этического порядка — преданности и дисциплины, стойкости и бесстрашия перед лицом смерти.

Что же открывается последователю дзэн, который достиг цели сатори? Молчание в литературе дзэн относительно центрального элемента системы объясняется тем, что сатору нельзя изобразить словам, нельзя понять, ему нельзя учить, его можно только почувствовать. Поэтому, учит дзен, человек, который не прошел через это состояние лично, не может понять его смысл. Отсюда вытекает два вторых главных принципы дзэн-буддизма: личная передача истины и независимость от письменных знаков и слов. Дзэн-буддизм нередко трактуется как отказ от любой словесно формы выражения, любой письменной традиции, любой догматики. В действительности дзэн имеет собственную каноническую литературу, куда входят важнейшие буддийские сутры и разъяснения к ним, жизнеописания патриархов, их проповеди и высказывания по поводу различных вопросов, философские притчи, поэтические миниатюры, диалоги, вопросы-загадки.

Во многих буддистских странах монашеская община и буддийские духовенство зовутся «сангха». Правила приема в сангху регламентируются каноном. Тот, кто вступает в сангху, должен изменить свой внешний вид: сначала побриться и надеть единый для всех членов общины желтую монашескую одежду. Прием в сангху происходил большинством голосов присутствующих. Монахи брали на себя обязательства отказа от мирских развлечений, крепких напитков, украшений, от сна на удобной постели, от владения золотом и серебром. Теоретически единственной собственностью была его чаша для сбора подношений.

Монастырь был и остается основной формой воспроизводства дзэн-буддизма. Жизнь здесь начинается обычно в три часа утра. Завтракают, когда еще темно, обедают в 10 утра, ужинают в четыре часа, едят только растительную пищу: рис, ячмень, бобовые, овощи. Раздача и прием пищи осуществляются сложным ритуалом и сопровождаются большим количеством действий, которые имеют символический характер. После завтрака все приступают к работе: это — уборка помещений и монастырского двора, возделывание земли, которая принадлежит монастырю и т.д. Физическая работа — неотъемлемая часть монастырского быта, одним из требований которого является: «День без работы — день без еды». В распорядок дня включаются также собеседования с наставниками, которые сопровождаются ритуалом. В девять часов жизнь в монастыре замирает.

Этот распорядок в определенной степени меняется в периоды интенсивных духовных сессий, которые проводятся ежемесячно в течение 7 — 8 дней. В период сессий сеансы созерцания длятся по 17-18 часов в сутки. Монахи сидят в позе лотоса, расслабившись и не открывая глаза. Цель — достичь высокой степени сосредоточения, потеря чувства личного чтобы окунуться в абсолютный «вакуум», отдаться, таким образом, пустоте и абсолюту. За учениками наблюдает монах, который ходит по залу и бамбуковой палкой бьет по спинах тех, кто устал. Изучение дзэн мудрости в монастыре продолжается в среднем 10-12 лет.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.